Плавание. Техника и методика обучения плаванию. Добро пожаловать!

Обучение Плаванию


Обучение Плаванию

При обучении плаванию занимающиеся не только осваивают навык плавания, но и развивают функциональные возможности, совершенствуют деятельность всех систем организма, приобретают гигиенические навыки, укрепляют здоровье и повышают уровень развития двигательных качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости и ловкости). Однако главным, доминирующим фактором в этом процессе является овладение навыком плавания. Кроме этого, занимающиеся получают хорошую физическую и волевую закалку, приобретают необходимые общие и специальные знания и навыки, предусмотренные комплексом ГТО.

Основные средства обучения

К основным средствам обучения плаванию относятся обще развивающие, подготовительные и специальные физические упражнения.

Обще развивающие упражнения способствуют развитию основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, гибкости и ловкости. Они являются прекрасным средством лечебной физической культуры, способным корригировать развитие позвоночника, грудной клетки, конечностей, исправлять осанку, воздействовать на развитие отдельных мышечных групп и т. д. Кроме этого, обще развивающие упражнения совершенствуют функциональные возможности, расширяют круг умений и двигательных навыков учащихся и, таким образом, подготавливают их к наиболее эффективному освоению плавательных движений. Как правило, обще развивающие упражнения выполняются в форме гимнастических упражнений: ходьба, бег, прыжки, упражнения без предметов и с предметами, упражнения на снарядах, на местности, элементы художественной гимнастики (для девушек) и др. Подготовительные упражнения способствуют развитию тех физических качеств, которые необходимы для изучения навыка плавания и совершенствования в отдельных элементах техники. Существует три группы подготовительных упражнений: а) для освоения с водой; б) для изучения облегченных способов плавания и в) для изучения техники спортивных способов плавания. Подготовительные упражнений для освоения с водой помогают преодолеть чувство страха перед водой, научиться принимать в воде горизонтальное положение и выполнять простейшие движения. Подготовительные упражнения для изучения облегченных способов плавания создают необходимый двигательный фундамент для эффективного изучения техники спортивных способов. Они включают как простейшие гребковые движения для изучения, элементов техники (движения руками и ногами, дыхания), так и плавание облегченными способами, т. е. в полной координации. Подготовительные упражнения для изучения спортивных способов плавания включают упражнения на суше, имитационные упражнения и упражнения в воде. К подготовительным упражнениям на суше относятся специальные гимнастические упражнения для развития силы и гибкости: упражнения на растягивание и подвижность в суставах (особенно в голеностопных и плечевых), упражнения с резиновыми амортизаторами и на блочных аппаратах, упражнения на гимнастической стенке, упражнения с гантелями и набивными мячами. Имитационные упражнения используются для ознакомления занимающихся с формой движений. Они выполняются на суше и не создают тех ощущений, которые испытывает занимающийся в воде, поэтому выполнять эти движения многократно не рекомендуется: они могут сформироваться как навык и тормозить освоение движений в воде. Подготовительные упражнения в воде помогают освоить все элементы спортивных способов и сами способы в целом. Различают следующие группы таких упражнений: а) для изучения движений ногами, дыхания, согласования движений ногами с дыханием; б) для изучения движений руками, дыхания, согласования движений руками с дыханием; в) для изучения способа в целом. Специальные упражнения применяются для совершенствования в технике спортивных способов плавания путем устранения ошибок и освоения наилучших вариантов техники, соответствующих индивидуальным особенностям занимающихся. Одним из важных средств, используемых при обучении детей плаванию, являются подвижные игры в воде: командные и некомандные, сюжетные и бессюжетные (типа "Кто первый", "Кто дальше", "Кто быстрее" и т. д.). При подборе и проведении игр нужно руководствоваться следующими требованиями.

Каждая игра должна соответствовать возрасту занимающихся. Она должна быть понятна, доступна и интересна играющим. Незнакомые игры нужно вначале провести на суше. Выбор игры определяется уровнем плавательной подготовленности занимающихся.

Игра должна служить средством эмоционального воздействия на занимающихся. Активное участие в игре всех учащихся, проявление интереса к ней - свидетельство удачного подбора игры. Игра должна иметь педагогическую направленность, т. е. использоваться как средство начального обучения, совершенствования в отдельных элементах техники и способов плавания, развития тех или иных физических качеств и т. д.

Преподаватель обязан учитывать условия, в которых проводится игра в бассейне, на естественном водоеме и т. д. При сравнительно низкой температуре воды проводятся непродолжительные игры с большим количеством движений, а разделение участников на команды и объяснение правил игры осуществляется на суше.

Педагог должен направлять и контролировать действия играющих. Добиваясь активности и самостоятельности в достижении цели игры, нужно следить за соблюдением правил игры. При необходимости преподаватель сам участвует в игре.

После каждой игры следует дать оценку деятельности играющих.

Подвижные игры в воде по своей преимущественной направленности делятся на пять основных групп и в связи с этим применяются: 1) для ознакомления с водой; 2) для изучения и совершенствования отдельных элементов техники плавания; 3)для ознакомления с элементами прикладного плавания; 4) для подготовки к игре в водное поло и 5) для развития двигательных качеств. Рассмотрим несколько таких игр.

Буря в море (1). Участники игры располагаются в колонну по одному в определенном месте водоема. По команде "Начинается буря!" все разбегаются в разные стороны (убегают от волн), а по команде "Буря утихла!" занимают исходное положение.

Место для игры ограничивается. Игра проводится в быстром темпе. Для этого надо почаще напоминать, что еолны догоняют играющих и нужно убегать быстрее. Продолжительность игры не более 1 мин. Повторить 2-3 раза.

Караси и карпы (1). Играющие делятся на две команды и располагаются спиной друг к другу на расстоянии 1 м посередине бассейна. Противоположные стенки бассейна -это "города" каждой команды. Педагог называет заранее установленное каждой команде наименование "караси" или "карпы". Игроки названной команды убегают в свой "городок", игроки другой преследуют их и пятнают (до пределов города). Побеждает команда, участники которой запятнали больше игроков другой команды.

Спрячься в воду (1). Играющие образуют две команды с равным количеством участников в каждой и выстраиваются в одну колонну, команда за командой. Водящий вращает хорошо надутую футбольную камеру, привязанную к шнурку. Играющие должны пройти мимо водящего так, чтобы вращающаяся камера не задела их. Для этого они погружаются в воду с головой. Тому, кто не успел или не сумел этого сделать и был задет камерой, дается штрафное очко. Победителем считается команда, набравшая меньше штрафных очков.

Водящему необходимо вращать камеру с различной скоростью (в начале игры медленно, затем ускоренно и т. д.). Играющим запрещается отходить в сторону, уклоняясь от камеры. Игра повторяется 3-4 раза.

Насос (2). Играющие встают в пары и берутся за руки. По сигналу они начинают попеременные приседания, погружаясь в воду с головой и делая выдох. Запрещается сходить со своего места, мешать друг другу. Продолжительность игры не более 2 мин.

Звездочка (2). Играющие произвольно располагаются на мелком месте водоема так, чтобы интервал между каждым был 1-2 м. По сигналу все принимают положение звездочки: выполняют глубокий вдох, наклоняются и выводят руки вперед, затем разводят руки в стороны ладонями вниз и ложатся грудью на воду. Одновременно приподняв ноги к поверхности воды, разводят их в стороны как можно шире. Далее выполняется поворот на спину и лежание в том же положении на спине.

Лежание продолжается на заранее установленный счет, который каждый играющий ведет про себя. После окончания игры преподаватель оценивает выполнение задания каждым участником. Во время лежания можно выполнять сведения рук, ног и последующие их разведения и т. д.

Дельфины (2). Играющие становятся в одну шеренгу на глубине чуть выше пояса и рассчитываются на "первый-второй". По сигналу "первые" выполняют глубокий вдох, поднимают руки вверх, приседают и, оттолкнувшись от дна' обеими ногами, выпрыгивают вперед-вверх, падают на воду и скользят до полной остановки. Затем это же задание выполняют "вторые".

Во время скольжения голова должна быть между руками, лицо в воде, руки и ноги выпрямлены и соединены. Игру можно усложнить, если во время скольжения открыть глаза и следить за "убегающим" дном.

Фонтан (2). Играющие образуют на мелком месте круг и принимают исходное положение - упор лежа или упор сзади ногами в круг. По сигналу игроки одновременно делают попеременные движения ногами кролем на груди или на сушё. Преподаватель регулирует темп движений. По команде "Большой фонтан!" движения выполняются очень быстро, "Средний фонтан!" - замедляются, "Малый фонтан!" - ноги выполняют мелкие частые движения, образуя пену.

Движения должны выполняться свободно, без излишнего напряжения, не поднимая стопы из воды. Команды могут быть заменены заранее установленным количеством свистков или других звуковых сигналив. Со сменой темпа движений игра продолжается до 1 мин.

Мельница (2). Игра проводится на глубине чуть выше пояса. Играющие отталкиваются от борта бассейна (дна водоема) и после непродолжительного скольжения на груди или на спине (по заданию) делают попеременные движения руками, стараясь доплыть до определенной отметки. Побеждает тот, кто раньше других преодолеет заданное расстояние.

Глубина водоема для всех играющих должна быть почти одинаковой. При выполнении движений руками ноги выпрямлены, но не напряжены. При плавании на спине дыхание произвольное. На груди надо плыть с задержкой дыхания. Плавание на груди и на спине следует чередовать.

Салки (3). Играющие произвольно располагаются в водоеме (если в естественном, то пространство ограничивается). По сигналу водящий (салка) догоняет участников, стараясь запятнать любого из них. Спасаясь от преследования, играющие ныряют под воду. Кто не успевает погрузиться под воду и будет осален, становится водящим.

Водящему запрещается преследовать продолжительное время одного и того же игрока, ждать, пока он вынырнет из воды. Нельзя также удерживать друг друга под водой. Игра продолжается до 5 мин.

Водолазы (3). Играющие делятся на две команды. Предварительно на дно водоема опускают хорошо заметные предметы (окрашенные камни, цветные тарелочки и пр.). По команде играющие собирают предметы со дна, ныряя с открытыми глазами. Побеждает команда, участники которой соберут больше предметов. Игра повторяется 3-4 раза.

К играм, направленным на подготовку к игре в водное поло и на преимущественное развитие двигательных качеств, относятся: "Бей по цели" (4), "Отдай мяч" (4), "Бой всадников" (5), "Чехарда" (5)) "Кто кого перетянет" (5), "Перетягивание каната" (5), "Мина" (5) и др Проводятся они на мелком месте и только с теми занимающимися, которые хорошо плавают.

 

Россия • To-swim.ru • 2010 - 2015
  Разделы:
 
  To-swim.ru:


 



Комментарии читателей на сайте

Комментарии