Плавание. Техника и методика обучения плаванию. Добро пожаловать!

Развитие плавания в СССР - России


Развитие плавания в СССР - России

Октябрьская революция открыла новую эру в развитии человеческого общества и создала первое в мире государство рабочих и крестьян. Освободившись от капиталистического рабства, народ нашей страны ликвидировал основное препятствие, стоящее на пути духовного и физического развития советских людей.

В годы гражданской войны и интервенции капиталистических государств народы нашей страны в титанической борьбе отстаивали завоевания революции. Молодой Республике Советов нужны были кадры бойцов, имеющих хорошую военную и всестороннюю физическую подготовку. Массовую подготовку таких кадров для Красной Армии осуществлял в то время Всевобуч, в программе которого раздел физической подготовки был одним из главных. Важным средством физической подготовки будущего воина было плавание. Таким образом, в первые годы Советской власти плаванию обучались десятки тысяч людей.

В период гражданской войны обобщение опыта работы по плаванию велось недостаточно. Обучение плаванию проводили главным образом воспитанники Шуваловской школы, которые полностью использовали ее систему.

В 1921-1922 гг. техника плавания характеризовалась: наличием большой площади проекции находящегося под водой тела на плоскость, перпендикулярную направлению движения ("миделево сечение"), недостаточной амплитудой и паузами между рабочими движениями, а также неоправданной напряженностью большой группы мышц тела.

В способе брасс на груди несовершенство техники было ярко выражено в высоком положении головы, в низком положении таза, в выполнении гребка руками в горизонтальной плоскости с опущенными вниз ладонями, в длительном скольжении после выполнения рабочих движений и т. д. В способе кроль на груди, помимо высокого положения головы и низкого положения тела, недостатки наблюдались: в работе рук, которая совершалась по принципу "саженок", с выполнением гребков прямыми руками; в работе ног, где движения производились путем попеременных ударов по поверхности воды сильно согнутыми в коленных суставах ногами и стопами; в координации движений, которая представляла собой двух ударный кроль с прерывистыми движениями конечностей и несовершенным дыханием. Типичным для того времени в технике кроля на груди было отсутствие правильного ритма движений руками и ногами, что объясняется неустойчивым положением тела на поверхности воды, излишним напряжением мышц тела и, что самое главное, наличием произвольного дыхания, не согласованного с положением рук и головы.

Период 1923-1925 гг. был началом работы по совершенствованию техники спортивных способов плавания.

В этот период пловцы стремятся улучшить обтекаемость тела в воде, что связано со стремлением приблизиться к горизонтальному положению и, помимо приобретения устойчивого равновесия и освобождения тела от излишней мышечной напряженности, улучшить его гидродинамические условия. Положение головы, хотя и было еще высоким, характеризовалось опущенным в воду лицом. В каждом цикле движений осуществлялся вдох и выдох в воду. Большое внимание уделялось расслаблению рук и ног в нерабочих фазах движений. Амплитуда рабочих движений стала увеличиваться за счет удлинения основной фазы гребка. Все это привело к нахождению наилучших вариантов координации движений, обеспечивающих получение оптимального ритма и непрерывности движений.

В 1925 г. преподаватель плавания Московского института физкультуры Л. Геркан издал первое после революции большое учебное пособие по плаванию "Теория и практика спортивного плавания". Эта книга явилась результатом обобщения практического опыта и теоретических основ плавания того времени. Автор в популярной форме излагает научные основы плавания: указывает на оздоровительное, воспитательное, эстетическое значение плавания; дает краткую историческую справку; рассматривает технику всех имеющихся в то время способов плавания, стартов и поворотов; описывает систему обучения, тренировку и тактику.

Л. Геркан опубликовал систему обучения плаванию, которая предусматривала: 1) полное освоение ученика с водной средой посредством выполнения подготовительных упражнений, которые содержали: упражнения на погружение, на дыхание, на всплывание, на лежание и на скольжение; после этого ученик изучал прыжок головой вперед со ступеньки лестницы, находящейся в воде, а затем с более высокой ступеньки; 2) обучение плаванию на суше в виде системы уроков с использованием различных упражнений на аппаратах и без них; 3) изучение плавательных движений руками, стоя на дне, сначала без дыхания, а затем с дыханием; после этого ученик выполнял движения ногами, держась за край бассейна, плота или опираясь руками о дно; 4) изучение отдельных элементов способа с помощью скольжения, полученного от сильного толчка ногами о неподвижный предмет; на этом этапе способные ученики могли изучить способ плавания, не прибегая к различным поддерживающим средствам; 5) использование неподвижной лямки, удочки, пояса и подушки для постепенного приобретения навыка плавания.

В специальной главе Л. Геркан знакомит читателя с планированием процесса обучения плаванию детей. Приучать детей к воде он рекомендует в возрасте 5-6 лет, в 6-9 лет следует продолжать приучение детей к воде и осваивать элементарные движения способа брасс, а в 9-12 лет дети, по мнению автора, должны изучать плавательные движения на суше на уроках гимнастики и разучить частичные движения в воде, которые должны удерживать ученика на поверхности воды. Детей в возрасте 12-15 лет Л. Геркан советует сначала обучить способу брасс, а затем другим способам плавания в такой последовательности: на спине (плавание, лежание), на боку (без выноса Руки и с выносом) и. кроль на груди. В возрасте 15-17 лет дети осваивают все виды спортивного плавания, а также ныряние и фигурное плавание.

С 1926 по 1929 г. в Ленинграде - центре плавательного спорта того времени - получил широкое распространение "комплексный метод" обучения плаванию, созданный преподавателялени0 плаванию Ленинградского института физкультуры. Появление этого метода следует рассматривать как значительный шаг вперед по пути развития методики обучения плаванию, в основе комплексного метода лежала программа параллельного обучения нескольким способам плавания. Комплектование учебных групп производилось по полу, возрасту и степени подготовленности в плавании. На каждом уроке ученики знакомились с плавательными движениями на суше и изучали их в воде. Обучение начиналось с освоения занимающимися незнакомой водной среды посредством выполнения системы подготовительных упражнений. Далее ученики знакомились с основами техники плавания кролем и выполняли ряд основных упражнений, после чего, продолжая дальнейшее изучение кроля, приступали к параллельному изучению способа брасс, а затем - кроля на спине. В комплексном методе из существовавшей ранее системы обучения с применением поддерживающих средств (удочек, лямок и поясов) и приема скольжения первые были исключены. Зато прием скольжения нашел себе полное применение и дальнейшее развитие. Таким образом, наряду с методом раздельного обучения вновь стал применяться метод целостного освоения плавательных движений. Комплексный метод предусматривал начало обучения плаванию с детского возраста. Он выдвинул способ кроль на первое место в системе обучения плаванию и обеспечил ему широкое развитие.

В 1931 г. был введен комплекс ГТО, а в 1934 г. - БГТО. В число обязательных норм было включено плавание. В дальнейшем плавание было неизменным обязательным элементом ГТО. Включено оно и в новый комплекс ГТО, введенный в действие в 1972 г.

В 1935 г. в нашей стране получила всеобщее признание и нашла широкое применение целостно-раздельная система обучения плаванию. Изучение техники плавания происходило в такой последовательности. Сначала ученик выполнял подготовительные упражнения по освоению с водной средой. Затем его знакомили с техникой изучаемого способа путем демонстрации (показа) этого способа и объяснения движений. Далее он делал попытку проплыть этим способом некоторое расстояние. Лишь после этого приступали к изучению отдельных элементов техники, где также в начале осуществлялся показ каждого элемента с последующим объяснением. После того как ученик последовательно выполнил отдельные элементы и закрепил их путем упражнений, они объединялись в целостное движение, представляющее собой способ в целом.

В 60-х годах К. Инясевский предложил шестиэтапную систему подготовки юных пловцов. Она сводится к следующему.

Первый этап предусматривает обучение плаванию детей в возрасте 5-6 лет. Их знакомят со свойствами водной среды, учат держаться на поверхности воды и выполнять в ней простейшие, разнообразные движения.

На втором этапе детей в возрасте 7-8 лет обучают технике всех спортивных способов плавания. Комплексное обучение, по мнению автора, приводит к высокому уровню развития двигательной координации ребенка, которая обеспечивает при даль нейшей работе успешное совершенствование пловца в избранном способе плавания.

Третий этап включает подготовку 9-10-летних пловцов. На этом этапе подготовки юных спортсменов решаются две основные задачи:

1) укрепление здоровья и улучшение физического развития;

2) совершенствование в технике всех способов плавания. Эти задачи выполняются путем тщательно подобранных средств физической подготовки и работы над улучшением техники на высокой скорости плавания.

На четвертом этапе осуществляется подготовка 11-12-летних пловцов. Здесь продолжается решение задач третьего этапа, однако серьезное внимание уделяется развитию быстроты. В этом возрасте дети имеют большую способность к выполнению различных упражнений в высоком темпе и эту способность юных пловцов надо эффективно развивать. В дальнейшем с развитием силы пловец, сохраняя выработанную быстроту, сумеет, увеличив "шаг", повысить скорость плавания. На пятом этапе идет подготовка 13-14-летних пловцов. Учитывая особенности организма детей в этом возрасте (активный период полового созревания), подготовка пловцов должна носить наиболее разносторонний характер. Этому в большой степени содействует совершенствование во всех (кроме избранного) способах плавания.

Шестым этапом заканчивается большой период работы по подготовке юного пловца. На этом этапе осуществляется совершенствование в технике и формируется в соответствии с индивидуальными особенностями физического развития стиль пловца. Кроме того, усиленно развиваются сила и выносливость, которые способствуют перенесению значительных по объему и интенсивности нагрузок и достижению высоких результатов. Для каждого возраста автор четко определил все основные средства подготовки. Исследования различных систем тренировок лучших пловцов НАШЕЙ СТРАНЫ и мира позволили сделать важный вывод о том, что подготовка спортсмена высокой квалификации отличается большой разносторонностью. В связи с этим в основу обучения плаванию детей должно быть положено освоение ими большого многообразия упражнений в воде, включая облегченные способы, различные подвижные и спортивные игры, спортивные способы и другие виды плавания. Опыт обучения плаванию учащихся в школах, в детских спортивных школах, в бассейнах и на других водных базах опровергает установившуюся ранее систему поочередного обучения плаванию детей, когда, обучив одному спортивному способу, тренер переводил ученика в тренировочную группу для подготовки его к выполнению разрядных норм в основном виде плавания. Изучение же других способов плавания считалось задачей второстепенной, которая решалась не спеша (обучение другим способам производилось не в плановом порядке). Результатом такой работы явилось отсутствие у молодых пловцов необходимой разносторонней двигательной подготовки, что в свою очередь сдерживало функциональное развитие юного пловца и тормозило рост спортивных результатов.

Для ликвидации указанных недостатков в последние годы повсеместно приняты две основные системы планирования обучения спортивным способам плавания. Первая система появилась в результате исторического развития методики обучения плаванию; она получила название параллельно-последовательной. Вторая система явилась результатом экспериментальных исследований Г. Полевого. Она называется одновременной. Сущность параллельно-последовательной системы сводится к следующему. Сначала ученика обучают одновременно двум сходным по структуре движений способам плавания: кролю на груди и кролю на спине; далее, на втором этапе, осваивается техника баттерфляя и дельфина; на третьем этапе ученик изучает способы брасс на груди и брасс на спине, а на четвертом - плавание на боку (одновременно на правом и на левом). Параллельное и одновременное изучение двух способов плавания является наиболее целесообразным по ряду причин: увеличивается число упражнений для изучения отдельных элементов и способа в целом, что в свою очередь обеспечивает последовательное освоение и прочное закрепление основных навыков в изучаемых способах; повышается интерес занимающихся к материалу урока в период обучения; сокращается время на решение основных задач каждого этапа; принимается единая и наиболее прогрессивная последовательность изучения всех способов плавания.

Изучение способов плавания на каждом этапе производится с помощью целостно-раздельной системы, включающей наглядные, словесные и практические методы.

Система одновременного обучения спортивным способам плавания заключается в следующем. Из всех элементов, составляющих в совокупности технику спортивных способов плавания, выделены три, которые получили название основных элементов. Первый элемент представлял движения руками в кроле на груди в сочетании с дыханием; вторым элементом были движения ногами брассом; третьим - движения туловищем и ногами дельфином. Каждый основной элемент способствовал более быстрому и прочному изучению того способа, который он представлял (первый элемент -кроль на груди и на спине, второй - брасс, третий - дельфин). Это происходило потому, что основной элемент по своей структуре и характеру движений выражал основное направление техники того или иного способа плавания. Все остальные элементы техники спортивных способов плавания были причислены к второстепенным, в связи с тем что не обладали особенностями основных элементов. В качестве основного средства для обеспечения быстрого и прочного овладения техникой всех спортивных способов плавания было предложено предварительное одновременное изучение техники трех основных элементов;

Период обучения плаванию по новому методу состоял из пяти этапов. На первом этапе занимающиеся знакомились со свойствами водной среды и изучали подготовительные упражнения и простейшие движения руками и ногами.

На втором этапе необходимо было создать у занимающихся общее представление о технике всех спортивных способов плавания и обучать их умению проплывать короткие отрезки (25-50 м) тремя основными элементами:

1) при помощи движений руками кролем на груди в сочетании с дыханием;

2) при помощи движений ногами брассом со свободным дыханием и в сочетании с выдохом в воду;

3) при помощи движений туловищем и ногами дельфином в сочетании с выдохом в воду.

Третий этап предусматривал обучение занимающихся умению проплывать короткие отрезки (20-25 м) шестью второстепенными элементами:

1) при помощи движений ногами кролем на груди в сочетании с выдохом в воду;

2) при помощи движений ногами кролем на спине в сочетании со свободным, но ритмичным дыханием;

3) при помощи движений руками дельфином в сочетании с выдохом в воду (с поддерживающими движениями ног);

4) при помощи движений руками брассом в сочетании с выдохом в воду;

5) при помощи движений руками кролем на спине в сочетании со свободным, но ритмичным дыханием;

6) при помощи движений руками брассом на спине в сочетании со свободным, но ритмичным дыханием (последние три упражнения с резиновым кругом в ногах).

На четвертом этапе происходило обучение согласованию движений в спортивных способах плавания: кроле на груди, кроле на спине, дельфине, брассе на груди, брассе на спине и баттерфляе.

На заключительном, пятом, этапе осуществлялось совершенствование в технике всех спортивных способов плавания и определялась в соответствии с индивидуальными особенностями физического развития специализация в избранном способе.

Таким образом, система одновременного обучения плаванию эффективно решает задачу приобретения занимающимися разносторонней двигательной подготовки посредством применения большого количества разнообразных упражнений и систематического осуществления работы различных мышечных групп. Предложенная система позволяет научить детей в возрасте 11-12 лет свободно преодолевать расстояние в 25-50 м любым спортивным способом плавания за 65 занятий, а детей в возрасте 9-10 лет - за 85 занятий.

Таковы общие направления в развитии современной методики обучения плаванию

 

Меню навигации по разделу, Вы здесь:


Россия • To-swim.ru • 2010 - 2015
  Разделы:
 
  To-swim.ru:


 



Комментарии читателей на сайте

Комментарии